«Всеобщее декларирование доходов - хороший инструмент борьбы с теневой экономикой» - Юридические услуги в Астане, консультация юриста, услуги адвоката
Свяжитесь с нами
+7 701 788 81 57

«Всеобщее декларирование доходов – хороший инструмент борьбы с теневой экономикой»

На днях Научно-исследовательский институт финансового и налогового права совместно с ассоциаций налогоплательщиков Казахстана инициировали семинар для представителей средств массовой информации по реформированию налоговой системы Казахстана. В качестве спикеров выступили представители вышеназванных организаций, а также заместители председателя Налогового Комитета по г. Алматы Даулетхан Баймурзин и Джанат Тастемрова.

Современный этап развития Казахстана проходит в условиях ускорения процессов глобализации. Свободное перемещение труда и капитала между странами предоставляет предпринимателям возможность поиска лучших условий для приложения капитала, повышения конкурентоспособности за счет снижения расходов, получения больших возможностей в развитии. В связи с этим необходимо создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны.

Построение новой налоговой системы требует новых подходов в написании нового Налогового кодекса, который будет способствовать стимулированию диверсификации экономики, развитию малого бизнеса, модернизации основных фондов, устанавливать прогрессивность налогообложения доходов и имущества. Новый Налоговый кодекс должен быть законом прямого действия, исключающии неоднозначность толкования статей, максимально способствующим налогоплательщику в самостоятельном исполнении налоговых обязательств.

В рамках семинара участники ознакомились с проектом концепции нового Налогового кодекса, предложенным организаторами семинара.

В новом Налоговом кодексе предполагается реформировать большую часть налогов и специфических режимов уплаты, а также провести совершенствование порядка налогового администрирования.

Основным направлением реформирования является упрощение порядка исчисления и ликвидация излишних исключений (оптимизация льгот) с одновременным снижением ставки налога с действующих 30 процентов до 20 процентов (обсуждается). Необходимо привести нормы кодекса в соответствие с правилами МСФО, установить порядок обложения операций (производных финансовых инструментов, принципов налогообложения совместной деятельности, слияния, разделения, продажи предприятия).

Предлагается исключить 77 льгот:

- для нефтехимических производств (освобождение от КПН на 10 лет);

- для производств с высокой добавленной стоимостью (снижение ставки КПН от 30% до 20% при соответствии установленным условиям);

- для операций на рынке ценных бумаг (освобождение от подоходного налога прироста стоимости при реализации ценных бумаг, вознаграждений и дивидендов);

- для лизинговых компаний (вознаграждение по лизинговым операциям);

- для выплат инвестиционных фондов (освобождение дивидендов, выплачиваемых участникам инвестиционных фондов);

- особый режим налогообложения страховых организаций (обложение КПН только полученных премий по ставкам от 1% до 4%).

Кроме того, предлагается реформировать 15 льгот, в том числе, инвестиционные налоговые преференции, налоговый режим на территории специальных экономических зон, специальные налоговые режимы для малого бизнеса и производителей сельскохозяйственной продукции.

Основным направлением реформирования является повышение нейтральности налога по отношению к его плательщикам. Предлагается достичь этой цели введением возмещения превышения зачетного НДС над начисленным для всех плательщиков. Подобные изменения позволят ликвидировать совокупность исключений (льгот) из базы НДС, существующих в настоящее время. В ходе семинара один из спикеров, Даулетхан Баймурзин, отметил в отношении того, чтобы включить в новый Налоговый кодекс налог с продаж, что наш министр финансов считает это включение неприемлемым.

Предлагается сохранить единую ставку налога на уровне 10 процентов. В то же время будет проведена работа по уточнению норм кодекса, связанных с исчислением данного налога, в частности, определением видов имущественного дохода и порядка его обложения.

Вместе с тем предлагается осуществить поэтапное введение всеобщего декларирования населением доходов и расходов (ориентировочно 2010-2013 годы). Это позволит установить эффективный налоговый контроль в РК над полнотой исчисления и уплаты налогов. При этом, следуя международной практике, будет создана система вычетов из налогооблагаемого дохода физических лиц. Вычету будут подлежать расходы на платное медицинское обслуживание, образование, приобретение жилья или его строительство и прочие социальные расходы населения, принятые в международной практике.

«Это будет краеугольным новшеством налогового кодекса, - отметил эксперт Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Нурлан Макенов. - С точки зрения государства всеобщее декларирование доходов и расходов представляет собой хороший инструмент борьбы с теневой экономикой».

Предлагается перейти от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 7-8 процентов. При этом будут ликвидированы максимально вычеты по данному налогу, а взносы на социальное страхования отделены от социального налога (в настоящее время сумма взносов уменьшает сумму социального налога). Это позволит: во-первых, снизить сумму налогов, взимаемую с малых зарплат, во-вторых, повысить сумму налогов, взимаемую с больших зарплат, в-третьих, значительно упростит исчисление налога для налогоплательщиков.

В действующем законодательстве налог на имущество имеет различный порядок обложения для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и физических лиц.

Налог на имущество для физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании данных об оценке имущества, предоставленных уполномоченным органом. Предлагается изменить порядок исчисления, методику оценки недвижимого имущества с целью приближения оценочной стоимости к рыночной. Также предлагается повысить ставки на дорогостоящее имущество не менее чем в два раза. Эти изменения позволят более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц.

Налог на имущество юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) исчисляется с балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов. Предлагается привести налог в соответствие с международной практикой, т.е. в качестве объекта обложения налогом на имущество будут выступать не основные средства и нематериальные активы, а только недвижимость.

Предлагается унификация ставок акцизов, взимаемых с продукции, производимой в Казахстане, и взимаемых с импортируемых товаров. Ставки акцизов ввести в текст Налогового кодекса. В последующие годы необходимо провести работу по повышению ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Эта мера позволит ограничить потребление вредных продуктов и снизить социальные последствия их применения.

Предлагается изменить порядок уплаты акциза на топливо (бензин, дизельное топливо). Вместо распределения суммы акциза между предприятиями, производящими подакцизную продукцию, и предприятиями, осуществляющими ее реализацию, предлагается установить в качестве плательщика акциза только производителя. Эта мера позволит улучшить контроль над уплатой акциза.

Также в рамках семинара было отмечено, что введение нового Налогового кодекса предполагается 1 января 2009 года.

По словам заместителя председателя Налогового комитета по городу Алматы Даулетхана Баймурзина, на рассмотрение в парламент проект налогового кодекса поступит в сентябре, а с 1 января 2009 года он вступит в действие.

«Новое налоговое законодательство предполагает соблюдение налогоплательщиками текущих налоговых обязательств, которые будут возникать с 1 января следующего года, однако существует норма налогового законодательства, которая говорит об исковой данности налогового обязательства, согласно которой в течение пяти лет налоговый аудит будет осуществляться по сегодняшнему, ныне действующему законодательству», - отметил он.

Подписывайся на нас и делись новостью с друзьями: