Изменение договора подряда через суд - Юридические услуги в Астане, консультация юриста, услуги адвоката
Свяжитесь с нами
+7 701 788 81 57

Изменение договора подряда через суд

Изменение договора подряда через суд

Не многие знают, но через суд можно не только расторгать договор, но и вносить в него изменения. Стороны, знающие о такой возможности, используют ее редко, и это понятно – как можно продолжить взаимовыгодное сотрудничество в рамках договора, если отношения между сторонами испорчены, и состоялся суд.

Вместе с тем, считаем, что есть сфера, где имеет смысл использовать право на принудительное внесение изменений в договор, а именно государственные закупки и закупки, которые осуществляют компании, входящие в холдинг «Самрук-Казына». Сразу оговоримся, что сделать это практически невозможно, ибо суды, как правило, благоволят заказчикам, поскольку и те, и другие относятся к государственной машине.

Однако, молчать и терпеть вседозволенность, которую зачастую позволяют себе заказчики, тоже неправильно. И, если судебная практика будет на регулярной основе пополнятся делами об изменении договоров, возможно, когда-нибудь власть обратит внимание на эту категорию дел и, наконец, признает, что Гражданский кодекс (ГК) имеет приоритет перед законами и, тем более, правилами национальных компаний.

В соответствии со ст. 401 ГК изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, другими законодательными актами и договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законодательными актами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Таким образом, если заказчиком существенным образом нарушены условия договора, но он этого не признает и не желает ничего предпринимать, а подрядчик готов продолжить работу при условии внесения соответствующих изменений в договор, то налицо ситуация, когда подрядчик может обратиться в суд с иском об изменении договора. На практике чаще всего подобную ситуацию можно встретить при исполнении договора строительного подряда, когда возникает необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных договором и проектно-сметной документацией (ПСД). Естественно, что за дополнительные работы подрядчик требует увеличение цены договора, на что заказчик не идет, ссылаясь на сложность процедуры получения денег из бюджета.

В итоге подрядчик отказывается выполнять дополнительные работы, что делает невозможным надлежащее исполнение договора подряда. Далее заказчик подает в суд на подрядчика, реализация проекта приостанавливается на длительное время. От этого страдает не только сам проект, но и предприниматель, который связался с государством не от хорошей жизни – сейчас на строительном рынке очень немного проектов, за которыми стоят частные инвесторы. И, что самое обидное, от таких споров страдают люди, в интересах которых строятся объекты (школы, больницы, дороги и др.).

Ст. 654 ГК в таких случаях обязывает подрядчика сообщить заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ и дает подрядчику право приостановить работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика, если подрядчик не получит от заказчика ответ на свое сообщение в течение 10 дней.

Таким образом, ГК уравнивает возможности сторон: подрядчик обязан сообщить и вправе приостановить работы, а заказчик должен принять решение по дополнительным работам, как можно быстрее, т.к. любой простой означает убытки. Кроме того, ч. 2 ст. 629 ГК гласит, что в случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему установленной цены с учетом выполненной части работы.

К сожалению, иначе обстоят дела, когда заказчиком является государственная организация. Здесь ни о каком равноправии сторон и речи быть не может. Заказчик всегда прав, даже когда не прав. Если подрядчик сообщит о дополнительных работах и приостановит работы, то заказчик обязательно подаст на него в суд за неисполнение договора и, скорее всего, выиграет дело, а судья не для протокола скажет подрядчику: вы подписали договор, значит, согласились выполнить работы за цену, указанную в смете; вы должны были перед подписанием договора сообщить о недостатках в ПСД.

В судебной практике даже были дела, когда подрядчик в отчет на свое сообщение о дополнительных работах получал письмо от заказчика, в котором заказчик соглашался с тем, что данные работы надо выполнить, и обязался их оплатить после выполнения. Когда же подрядчик выполнил работы и попросил произвести оплату, оказалось, что заказчик нечаянно превысил свои полномочия. Суды всех инстанций со ссылкой на п/п. 2) п. 2 ст. 45 Закона РК «О государственных закупках» в один голос заявили, что для увеличения цены договора необходимо было внести изменения в ПСД, эти изменения должны были пройти государственную экспертизу, и уполномоченный орган (акимат) должен был вынести решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения.

В данном контексте необходимо отметить, что п/п. 2) п. 2 ст. 45 Закона РК «О государственных закупках» и п/п. 3) п. 133 Правил закупок холдингом «Самрук-Казына» – это любимые нормы заказчиков и судов. И каждый раз, когда подрядчик судится с заказчиком по поводу увеличения цены договора строительного подряда, возникает вопрос: что появилось раньше – курица или яйцо? Согласитесь, ведь абсурдным является аргумент суда о том, что для изменения судом договора строительного подряда в части увеличения его цены необходимо внести изменения в ПСД, пройти государственную экспертизу и получить решение о выделении денег (либо внести изменения в план закупок). Дело в том, что подрядчик не может этого сделать сам, а заказчик не хочет. Если бы заказчик согласился (что невозможно, о причинах чуть позже) и выполнил бы все указанные требования, то разве пришлось бы подрядчику подавать иск в суд?! Поэтому мы всегда говорим, что сначала решение суда, потом все остальное, а не наоборот. Другими словами, суд должен вынести решение об увеличении цены договора, и уже на его основании заказчик будет обязан внести изменения в ПСД, пройти экспертизу и т.д.

Таким образом, п/п. 2) п. 2 ст. 45 Закона РК «О государственных закупках» и п/п. 3) п. 133 Правил закупок холдингом «Самрук-Казына» применимы в том случае, если подрядчику удастся уговорить заказчика внести изменения в договор. Если же заказчик откажется, и подрядчик подаст в суд иск об изменении договора, то суд должен руководствоваться исключительно нормами ГК. В частности, если выяснится, что подрядчик вовремя сообщил заказчику о дополнительных работах, что необходимость в таких работах возникла по вине заказчика, который, например, предоставил неверные исходные данные проектировщику, то в этом случае суд имеет все основания для увеличения цены договора. В конце концов, суд может назначить строительную экспертизу для подтверждения необходимости выполнения дополнительных работ и установления причин возникновения такой необходимости. Однако, вместо всестороннего и объективного рассмотрения дел суды, ссылаясь на Закон РК «О государственных закупках» и Правила закупок холдингом «Самрук-Казына», самоотверженно защищают государственный бюджет.

Если бы суды начали вносить изменения в договоры, как предусмотрено ГК, полагаем, заказчики стали бы по-другому (более серьезно) относиться к обращениям подрядчиков о необходимости изменения договоров, а не просто отказывать подрядчикам, не желая брать на себя ответственность и зная, что суды их поддержат.

И вот, наконец, мы подошли к самому главному – причине, по которой заказчики никогда не увеличивают цену договора, даже когда на кону судьба проекта, а дополнительные работы объективно возникли не по вине подрядчика. Все очень просто – должностные лица заказчика боятся ответственности. Каждый из них думает только о себе. От того, что школа не откроется 1 сентября, никто из них лично не пострадает. Зато если вдруг завтра увеличение цены договора решит проверить контролирующий или надзорный орган, должностное лицо может понести ответственность, вплоть до уголовной. Корень проблемы в коррупции. Проверяющий обязательно увидит чей-то интерес в том, что цена договора была увеличена, начнет «копать». И никто не будет знать, кто в конечном итоге окажется «козлом отпущения», а рисковать карьерой или даже жизнью ради какой-то школы никто не станет. Поэтому у всех заказчиков один ответ: пусть суд решает, но я на это не подпишусь. И судьи, конечно, не хотят брать на себя ответственность, потому что их тоже обязательно вызовут и спросят, кто дал им право в такое трудное для страны время (кризис) распоряжаться бюджетом. Потом им объяснят, что все подрядчики – мошенники, а заказчик и государственная экспертиза, давшая положительное заключение на ПСД, не могли ошибиться. Значит, в таких случаях может быть только 2 варианта исхода: 1) подрядчик не прав; 2) подрядчик прав, но тогда вы с ним заодно, а это уже чревато последствиями.

Зная наши суды, уверены, что ситуация не сдвинется с места, пока не будут внесены соответствующие изменения в законодательство. Например, считаем необходимым прямо прописать в Законе РК «О государственных закупках» и Правилах закупок холдингом «Самрук-Казына», что изменения в заключенный договор могут вноситься судом по иску одной из сторон в порядке, предусмотренном ГК. Такая норма позволит суду прийти к выводу, что требования о внесении изменений в ПСД, прохождении экспертизы, получении решения о выделении денег, изменении плана закупок относятся к случаям, когда изменения в договор вносятся по соглашению сторон. Кроме того, суды смогут указать заказчикам, что выполнение указанных требований – это обязанность заказчиков. Процедура получения заказчиком денег из бюджета не должна касаться подрядчика. В дополнение к названной норме можно закрепить в применимых нормативных правовых актах правило о том, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об увеличении цены договора выделение денег из бюджета производится в упрощенном порядке.

Подписывайся на нас и делись новостью с друзьями: