Участие консорциума в госзакупках - Юридические услуги в Астане, юрист Астана, услуги адвоката

nmakenov@gpmpartners.kz

info@gpmpartners.kz


Участие консорциума в госзакупках

В соответствии с п. 2) ст. 2 Закона РК «О государственных закупках» (далее – «Закон о госзакупках») потенциальный поставщик – это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено для них законами РК), временное объединение юридических лиц (консорциум), претендующие на заключение договора о государственных закупках. Согласно же п. 24) этой же статьи, поставщик – это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законами РК), временное объединение юридических лиц (консорциум), выступающие в качестве контрагента заказчика в заключенном с ним договоре о государственных закупках.

Таким образом, предприниматели могут объединяться для участия в госзакупках. Обычно это происходит в случаях, когда без объединения каждый из предпринимателей отдельно не соответствует валификационным требованиям. Например, у одного предпринимателя есть лицензия, а у другого – материальные ресурсы.
В соответствии со ст. 233 Гражданского кодекса (далее – «ГК») консорциум – это временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе консорциального соглашения, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач. Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциумов, ассоциаций. Отношения между участниками консорциума строятся на договорной основе. Управление консорциумом осуществляется в соответствии с консорциальным соглашением. Участники консорциума несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с деятельностью консорциума, если иное не оговорено консорциальным соглашением. Консорциум прекращает свою деятельность по выполнении поставленной задачи или по решению его участников.
Законодательство о госзакупках крайне скудно регулирует порядок участия консорциума в
госзакупках, что порождает спорные ситуации.

На сегодняшний день на практике стал часто возникать вопрос о том, как определять наличие опыта работы у консорциума. Уполномоченный орган по госзакупкам в лице Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК со ссылкой на п. 382 Правил осуществления госзакупок, утвержденных Минфином 11 декабря 2015 г., считает, что необходимым опытом работы должен обладать участник консорциума, с которым будет заключаться договор о госзакупках. Уполномоченный орган рассматривает такого участника в качестве «основного» участника консорциума.

На первый взгляд, позиция уполномоченного органа кажется вполне логичной. Однако, если присмотреться к п. 382 Правил осуществления госзакупок, то можно заметить, что в данном пункте ничего не говорится о том, как определять наличие опыта у консорциума для проверки на соответствие квалификационным требованиям. Здесь лишь уточняется, что, в случае участия консорциума в конкурсе расчет критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, применяется в отношении одного из участников консорциума, определенного консорциальным соглашением. При этом договор заключается с участником консорциума, в отношении которого применены такие критерии.

Здесь очень важно понимать, что опыт работы как критерий, влияющий на ценовое предложение, не имеет ничего общего с опытом работы, установленным в качестве квалификационного требования. Участники консорциума могут и вовсе отказаться от применения к ним критериев, влияющих на ценовое предложение. Таким образом, п. 382 Правил осуществления госзакупок не применим к вопросу о соответствии консорциума квалификационным требованиям в части наличия опыта работы.

Считаем, что, если любой из участников консорциума, имеет необходимый опыт работы, то консорциум должен признаваться соответствующим квалификационному требованию о наличии опыта работы. Ведь в этом и заключается смысл объединения предпринимателей в консорциум. Уполномоченный орган не вправе требовать, чтобы опыт работы считался по какому-то определенному участнику консорциума. Проблема в том, что веб-портал госзакупок, посредством которого проводятся все конкурсы, разработан таким образом, что договор о госзакупках подлежит заключению с тем участником консорциума, который подал конкурсную заявку. В итоге получается, что конкурсная комиссия, руководствуясь позицией уполномоченного органа об «основном» участнике консорциума, автоматически проверяет наличие опыта только у участника консорциума, загрузившего конкурсную заявку на веб-портал госзакупок.

Считаем такой подход противоречащим смыслу участия консорциума в госзакупках и действующему законодательству РК. В частности, согласно ст. 229 ГК, ведение общих дел участников договора о совместной деятельности осуществляется по их общему согласию. По соглашению между собой они могут поручить руководство совместной деятельностью и ведение общих дел одному из участников, действующему в этом случае на основании доверенности, выданной остальными участниками консорциума.

Следовательно, участники консорциума имеют полное право поручить подписание договора о госзакупках любому из участников путем выдачи ему соответствующей доверенности. И таким участником необязательно должен быть участник с опытом или участник, который подал конкурсную заявку от имени консорциума. Нельзя забывать, что потенциальным участником является консорциум, а не участник кон-
сорциума, загрузивший конкурсную заявку на веб-портал. Согласно же ст. 9 Закона о госзакупках, квалификационным требованиям должен соответствовать потенциальный участник, а не определенный участник консорциума. Учитывая изложенное, полагаем, что Министерству финансов надо продумать процедуру, когда в случае победы консорциума в конкурсе договор о госзакупках мог быть заключен с участником консорциума, имеющим соответствующую доверенность. Для этого важно не только внести изменения в п. 382 Правил осуществления госзакупок, но и откорректировать программу, обеспечивающую работу веб-портала.

Также считаем целесообразным включить в п. 382 Правил осуществления госзакупок норму, позволяющую вносить обеспечение конкурсной заявки и обеспечение исполнения договора участнику консорциума с доверенностью. Кроме того, Комитету внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК следует отозвать свое письмо, разосланное в местные департаменты в марте 2018 года, о том, что
опыт работы необходимо считать по участнику консорциума, с которым будет заключаться договор о госзакупках, поскольку опытом работы в качестве квалификационного требования может обладать любой из участников консорциума.

Подписывайся на нас и делись новостью с друзьями: