Юридические консультации Астана, адвокаты астаны, консультация юриста

info@gpmpartners.kz


+77012524050

Юридические консультации Астана

Предисловие
Минимизация гражданско-правовых рисков посредством проверки контрагента
Минимизация налоговых рисков посредством проверки контрагента
Инструменты для проверки контрагента
Документирование результатов проверки контрагента

Проверка контрагента, хоть и не дает абсолютных гарантий его добросовестности, но является важным инструментом минимизации не только гражданско-правовых, но и налоговых рисков.
И если собственно предпринимателя в первую очередь интересует способность контрагента исполнить взятые на себя обязательства перед ним, то налоговые органы заинтересованы в уплате налогов всеми и чем больше, тем лучше. Поэтому всякое сомнение в контрагенте налогоплательщика они норовят трансформировать в недоимки по налогу на прибыль, единому налогу для упрощенцев на пятнашке, НДС, увеличивая налоговую базу на суммы расходов и НДС, уплаченные незанравившимся контрагентам.
Отчасти интересы налогоплательщика и налоговых органов пересекаются, поскольку отсутствие заработка означает отсутствие средств на уплату налогов. Однако налоговые органы стремятся не только пополнить бюджет, но и добиться этого с минимальными трудозатратами для себя, а потому имеют склонность к обременению налогоплательщиков дополнительными обязанностями и перекладыванию части ответственности с себя на налогоплательщика. Например, по мнению налоговых органов налогоплательщики должны оценивать не только гражданско-правовую, но и налоговую добросовестность контрагента и нести связанные с этими риски.
В условиях, когда налоговые органы, вооруженные ресурсами, информацией, полномочиями и поддержкой государства с задачей оценки добросовестности налогоплательщиков справляются не идеально, возложение этой функции на налогоплательщиков с их гораздо более ограниченными возможностями выглядит странновато. Но не мы правила пишем. Наше дело их исполнять. А потому давайте разбираться, что, как и зачем.

Минимизация гражданско-правовых рисков посредством проверки контрагента

Естественно, самый эффективный способ минимизации гражданско-правовых рисков – установление выгодной Вам очередности передачи стульев/денег, когда первым получаете требуемое Вы, а потом уж осчастливливаете чаемым контрагента. Но не самый простой, поскольку контрагент стремится к тому же. Да и от претензий налоговых органов не уберегает, если сделка совершена с контрагентом, который налоговым органом объявлен «однодневкой».
Если цена договора для Вас невелика, а неисполнение сделки не убийственно, то можно конечно и рискнуть, не глядя. Если же для Вас сделка важна, сумма договора существенна или Вы просто твердо придерживаете убеждения, что любая копейка рубль бережет, то проверка контрагента для Вас – естественная часть работы, тем более, что изредка добытый "компромат" может благотворно отразится на его сговорчивости.

Итак, что проверяем?

Во-первых, формальную сторону: правосубъектность, полномочия предполагаемого подписанта, чтобы обеспечить действительность сделки.
Во-вторых, потенциальную способность исполнить обязательство и историю добросовестности.

Прежде чем заключить сделку, необходимо выяснить:
- существует ли заявленный контрагент в качестве субъекта права (зарегистрирован ли он),
- имеет ли контрагент право на осуществление соответствующего вида деятельности);
- порядок принятия органами управления контрагента решения о заключении сделки (например, в отношении крупных сделок);
- полномочия подписанта;
- наличие у контрагента документов, подтверждающих качество продукции, право распоряжения имуществом и т.д.;
- судебную активность контрагента;
- отзывы о контрагенте и его деятельности.
Для проверки можно затребовать копии документов у контрагента или официальных органов, можно воспользоваться поиском в открытых источниках (при этом следует отдавать предпочтение официальным), а лучше сделать и то, и другое, чтобы сравнить полученные из разных источников сведения.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по данному пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Юридические услуги

"GPM Partners", г. Астана

Источник: bizkonsalt.ru